Королевская яхта «Британия»
В порту Эдинбурга стоит корабль. Черный ухоженный корпус, три мачты, дымовая труба. Порода!
Корабль задумывался сразу, как королевская яхта и госпитальное судно – на случай боевых действий (кстати – в его истории есть эпизод, когда «Британия» выполняла функции госпитального судна!).
Фотографию «в полный рост» сделать не удалось – пароход (Паросиловая установка! Турбины.) стоит у стенки рядом с огромным развлекательным центром. Но сейчас найти снимки в интернете равно,как и его подробную судьбу не составляет труда – ограничимся же прогулкой по палубам и внутренним помещениям.
Корабельный колокол на юте. За стеклом – любимый салон Королевы Великобритании
«Британия» прошла более миллиона миль. После вывода из эксплуатации корабль попал в руки благотворительного фонда и отреставрированный группой энтузиастов служит музеем. Несмотря на «пенсионный» статус медяшка надраена, палуба – белая, краска свежая. Завидно! Сколько знаменитых кораблей России пошло «на иголки».
Ходовой мостик «Британии»
Быт королевской семьи скромный и классический. По требованию Королевы шикарный проект был изменен и внутренние помещения лишены какой бы то ни было помпезности. Первоначально в центральном салоне должен был располагаться камин. Но Королеве объяснили, что когда камин топится, рядом должен неустанно находиться матрос с ведром воды.
Камин сделали электрическим!
Центральный салон и камин.
Каюта Королевы Елизаветы
Салон Королевы Елизаветы на корме.
Одним из потрясений было то, что кубрики команды совершенно не отличались от тех, в которых я провел три года!
Каюты офицерского состава были поуютней, чем у наших офицеров, но и это понятно, учитывая статус служившего на яхте комсостава. Кроме кают-компании у офицеров существовал и уютный салон.
Кубрик команды королевской яхты «Британия»
Салон офицерского состава
Офицерская каюта
Офицерская каюта
Внутренние помещения различаются по своему назначению, точнее – по рангу пребывавших в них персон. Команда практически не пересекалась с коронованными особами. Нижние палубы функциональны, похожи на сотни других палуб на сотнях других кораблей. Верхние же помещения, способны были нести на себе бремя приёмов, визитов и долгих морских переходов королевской семьи – Её Величество перемещалась по планете исключительно морем.
Кубрик старшинского (не знаю аналога в Британском флоте) состава
С большим удовольствием прошелся по коридорам, нижним палубам, не смог отказать себе в удовольствии залезть в машинное отделение. Корабельный запах неповторим, соляр, нагретое железо, старая краска. Интересно было сравнивать лабиринт кабельных трасс и трубопроводов с теми, что видел на наших кораблях. Всё-таки – Королевская яхта!
В сущности – то же самое. Грамотно построенный корабль.
Машинное отделение «Британии». Не дизеля – турбина, как и положено военному кораблю первого ранга. При необходимости можно форсировать, увеличивая ход. Вообще – у корабля обводы крейсера!
Машинное отделение. Турбины.
К сожалению подойти к турбинам не удалось – помещение застеклено (надо отдать должное доступ на корабле практически везде свободный). Маневровые клапана пришлось фотографировать издали.
За «Британией» присматривает некоммерческая организация, не ставящая целью получение дохода. Работы им хватает – постоянные посетители бродят по всему кораблю, сырой климат требует ухода за медяшкой и тиковой палубой.