Красноярск, ноябрь-декабрь 2012

Осень выдалась какая-то канительная. Опять Красноярск. Из плюс 5 и сырости в минус 34, правда тоже – в дымку и туман Енисея. Выше по течению водохранилище, в котором вода всегда одной и той же температуры, что летом, что зимой +5 градусов. Отсюда – летом туман, а зимой дымка, иней, короче говоря – всякие климатические проявления. Поэтому и аэропорт построили в сорока километрах от Красноярска. И местные авиалинии из городской черты убрали. Мы еще застали, когда на Баргузин добирались, действующий местный аэропорт, до которого троллейбусом можно было доехать. А я помню, как в 1975 году возвращался из Владивостока и основной аэропорт располагался прямо в городе. Зимой часто погода была нелетная именно из-за Енисейского тумана и вечной дымки. И замерзает всё это хозяйство где-то возле Лесосибирска, километров через триста ниже по течению.

Красноярск уже начал готовиться к Новому году. А чего время терять? Мороз есть, снег будет, на дворе – Сибирь. Самая Новогодняя обстановка. К музыке, и летом и зимой звучащей на улицах со столбов из репродукторов , добавились лампочковые цветы-деревья, фонтаны на зиму превратили в светящиеся сооружения, на площади воздвигли оромную искусственную ёлищу.

Местная достопримечательность – Биг Бен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Про этот пароход мы в школе проходили. На нем Ленин добирался до мест отдалённых в очередную ссылку, на этот раз в Шушенское. Скорее всего по этой причине его и сохранили для потомков. Хотя  потомков у Ленина не было. Значит – для нас. До Шушенского пароход не доплыл по причине мелкой воды и километров сто Ленин ехал на телеге. Телеги не сохранилось. Последние сорок метров  он шел пешком, в смысле – от телеги до избы.   Пароход классический – колёсный, вытащен на берег на стапель – канители меньше, да и дольше сохранится. Не знаю как остальным, но мне всегда были интересны паровозы и пароходы. Мысль инженерная присутствует в этих творениях! Есть что-то в этих железяках красивое и изящное.

Пароходные плицы. Шлёпал он ими по воде не спеша. Штука неуклюжая и сложная.

Ломались они наверное часто, но и починить можно было где угодно - доска, она и есть доска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кормовой «салон» третьего класса. Публика поприличнее жила в каютах внизу, а в кормовой надстройке было общее помещение с нарами в два яруса. Тут и жили дней по десять семьями, с провиантом и вещами – Енисей река некороткая. Учитывая, что и сейчас-то дорог немного в тех краях,

 

в те времена пароход был практически единственным транспортом.

В средней надстройке жил капитан, старший механик, над ней располагалась ходовая рубка.

Интересно якорное устройство - классический Адмиралтейский якорь, как на парусных кораблях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вход на пароход стоит немного – рублей сорок. Еще за тридцать рублей можно фотографировать, хоть мобильником (кстати- мобильником и фотографировал, поэтому качество невысокое). На средней палубе поленница дров – котельное отделение было на дровах. Поначалу пароход, словно лесовоз, перевозил огромную поленницу, потом каждое пароходство (их было несколько) организовало пункты снабжения. На берегу в оговоренном месте хранился штабель дров, пароход причаливал, загружал топливо и шел дальше.

 

Рубка представляет собой обычное дощатое сооружение. Навигационного оборудования практически нет. Да и зачем оно было на глухой таежной реке?

От штурвала шел штуртрос – цепная передача на корму к рулю. Гидравлики тогда не было, поэтому и размеры штурвала соответствующие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чего там видел рулевой из-за огромной трубы неясно! Вахтенный штурман должен был находиться в рубке неотлучно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

От машинного отделения кое-что осталось. Паровую машину изготовили в Швеции, доставили по суше (сам по себе факт потрясающий!) и смонтировали на месте. Пароход российской постройки. Получается – построен был в Красноярске в то время ?!

 

От внутренних помещений осталось немного – несколько кают. Остальное пространство занимает салон, в котором проводятся тематические выставки.

 

 

Каюта, в которой, судя по фотографиям обитал Ульянов-Ленин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Но самое удивительное в этом сохранившемся пароходе, что задолго до перевозки ссыльных революционеров на нем Царь всея Руси, точнее – тогда ещё Царевич Николай плавал по Енисею! Это был единственный российский самодержец, проехавший вдоль всей России. Чего-то мы про это в школе не проходили, в смысле, что и у Николая и у Ленина был один и тот же пароход.

Объявление о прибытиии императора в Красноярск и мероприятиях по этому поводу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чем кормили в то время гостей в Красноярске. Меню, то ли пароходное, то ли береговое, но висит рядом с каютой царя.

 

 

 

Красноярск интересный город. На улице увидел такую этажерку: если вам не нужна книга, принесите и положите на полочку. Можете взять понравившуюся вам, прочитать и вернуть обратно. Стеклянные дверцы, хорошее дерево. Стоит посреди улицы и никто её не разбил и не испачкал!..

Здание краеведческого музея. Египетские мотивы, сиволика неизвестных эпох.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В краеведческом музее стоит поморский коч в натуральную величину. Масштаб – 1:1. Понятно – «новодел», копия и вообще – спусти на воду и потечет, как решето – делали плотники, но не корабелы. Всё равно – интересно посмотреть, как он выглядел. На палубе «музей восковых фигур» оживляет обстановку. Конечно – странно видеть среди скелетов мамонта и шерстистого носорога, наконечников копий и фотографий лучших людей Красноярского Края старинное судно.

Размеры потрясают – метров 20! особенно, когда представляешь, что уходили на полгода на год, чёрте-куда, на Севера. Практически без карт, лоций в нашем понимании тоже не было. И никакой дизель не поможет на разводья выбраться.

А вообще – про Колумбовы суда в школе рассказывают больше. Я не против Магеланна – Кука, это отдельная тема. Но кто из нас знает точно значение слова «шняка» или «шнява»? А это практически современники каравеллы и каракки.

Парусное вооружение прямое – классическое. А в лавировку как ходили? Интересно, как скреплялись доски обшивки у штевней – верёвочками! Их же льдами срезать должно было. Оказывается – это от того, что своего корабельного железа было мало, а ввозимое облагалось большим налогом. От бедности, короче. Утолщение-бархоут, на себя ледовые удары принимало. Судя по всему – постоянно сдираемый слой обшивки, закрепленный поверх основной. Вообще – видно, что доски пиленые на пилораме. А раньше – тесали их что ли?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интересны дельные вещи коча. То, что обычно прячется от глаз, даже на действующих кораблях за массой парусов, надстроек. Тем более – дельные вещи и деталировка старинного судна.

Штурвал! А не румпель или рулевое весло. На ранних версиях таких судов были и вёсла и румпели, но здесь видна проводка штуртроса. колесо, короче – уже рулевой, а не просто кормчий.

В трюм ведет люк с высоким комингсом. А закрывался он тоже интересно – лючинами. Они у борта стоят. Т.е. можно было задраиться снизу не тяжеленной крышкой, а небольшими досками.

В кормовое помещение (не знаю, как оно там называлось) ведет сдвижной люк хитрой конструкции. Можно и дверцы открыть и крышку люка сдвинуть, если волна по палубе гуляет.

 

 

 

 

 

Талрепов – два варианта. Устройство простое, но эффективное. Талрепом, который возле мачты майнали рею, теми, что вдоль бортов обтягивали мачту.

 

 

 

 

Киповая планка проста и гениальна по своему устройству. Два пенька на плашире, закрепленные в деревянной балке.

 

 

 

 

 

Это в Европе все дороги ведут в Рим. В Сибири они чаще всего ведут в аэропорт. В нашем случае дорога привела сначала в аэропорт Красноярска Емельяново, затем в Москву в Домодедово.

 

 

Через несколько часов туда прилетел Женя. Путь его лежал в Магадан, до посадки было время выпить чашку чая и поговорить.

 

 

 

 

 

Сначала было всем весело – мы наконец-то возвращались, он улетал куда-то на край света.

 

 

 

Потом в небесах что-то нарушилось, наш самолет не прилетел, потом прилетел и улетел куда-то не туда. Наш аэропорт не принимал. В итоге – мы проводили Евгения всё-таки в Магадан и пошли устраиваться в неудобные кресла ожидать своей участи.

 

 

 

 

 

 

 

 

Через три часа нам выдали «напитки» – воду без газа, еще через какое-то время зелёные коробочки с кормом – ролл с курицей, шоколадку и пластиковую кружку для воды. Саму воду предлагалось добывать где угодно. Ближе к полуночи всем ненавязчиво предложили ехать ночевать в гостиницу в Подольск (!) за счет авиакомпании и ждать дальнейших указаний, в двухместных номерах, заселившись по  половому признаку и посадочным талонам. Подсчитав, что на сборы, переезд, размещение и обратный переезд в случае объявления посадки (шансы улететь  минимальные, но всё же были) уйдет часа четыре, мы остались в аэропорту. В три часа ночи помятых гостей Подольских отелей привезли обратно и загрузили в самолет.

 

 

Координаты Красноярска в подтверждение того, что всё это не выдумка. В смысле – про царя, пароход и полет Евгения в Магадан.

 

 

 

 

 

 

Корабельный колокол парохода «Святой Николай»

 

Красноярск .

Ноябрь 2012 год.

5 Responses to “Красноярск, ноябрь-декабрь 2012”

  1. Пиликина Says:

    Володька, привет!
    Только сегодня посмотрела.
    Спасибо БОЛЬШУЩЕЕ, что присылаешь!!!
    По доброму позавидовала, что часто ездишь в разные интересные места (еще интереснее тем, что не просто в отпуск, а по работе, еще и параллельно увидеть много интересного.)
    На какой улице в Красноярске стоит этажерка?
    Привет Оле.
    Пиликина.

  2. Zifa Says:

    Олька, я по твоим следам хожу :) )))
    Володь, а ты зачем координаты выставляешь? тебе кто-то не верит!?!
    Пишешь так, что я представляю, как ты говоришь – и всё совпадает!

  3. Ирина Says:

    На теплоходе «Ост», постройки 1900 года, Ленин добирался до Уфы откуда‐то. Потом его потеряли и где‐то в 80-х годах нашли на р. Уфимке во владениях детского сада, где позже он благополучно сгорел. С гордостью узнала в нем тот самый теплоход, который был превращен в спальный корпус на даче этого самого детского сада. На этой даче я с братом А.Ж., проводила лето в возрасте 6 лет.

  4. admin Says:

    Я иногда сам себе не верю, был-не был. А координаты в мобильнике посмотришь – почти документ!

  5. admin Says:

    Этажерка стоит на центральной улице. Она несколько раз меняла название, последнее название – улица Мира

Leave a Reply