Бронепалубный крейсер 1 ранга

Можно долго спорить о том, насколько много осталось «родного» железа на «Авроре». Я не историк, но любопытство взяло верх. С другой стороны – даже если воссоздано и похоже на оригинал, и на том спасибо! Историю крейсера описывать не берусь, на эту тему диссертаций хватает. Пройдем по палубе, низам, машинному отделению..

С этой точки крейсер не снимал только ленивый. А больше его и неоткуда! Близко к стенке стоит.  Мне показалось, что самое  красивое место на крейсере, – плутонги главного калибра.

 

 

На мой неискушенный взгляд – верхняя палуба достойна восхищения! Надстройки сохранились лучше всего и их просто перетащили с оригинала. Световые люки, переходный мостик, ростры шлюпок, орудия 152 мм (злые языки утверждают, что «неродные» – ну и что! Я бы всё равно «родные» не отличил от тех, которые в наличии. Настоящие и – ладно!). 

Световой люк кают-компании. Самой кают-компании уже не осталось.

Переходный мостик и снаряды 152 мм на транспортировочной каретке. Никогда не знал, как они подавались к орудиям!

 

 

Пушки системы Кане, на настоящий момент – их береговой вариант. В корабельном исполнении снаряд 152 мм был с раздельным заряжанием. Подавать легче – унитарный патрон был тяжел. На берегу был унитарный вариант – требовалась высокая скорость стрельбы, на море  перемещения цели была медленной.

Орудия в морском исполнении на «Авроре» были со щитами другого размера. Да какая разница! Красиво. А на шкафуте они вроде бы в первоначальном варианте вообще были без щитов – мешали шлюпочные ростры. В общем – «есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе…»

 

 

 

 

 

 

 

Кормовой дальномерный пост.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Большой ажиотаж был возле кран-балок катера и его механизма спуска. Девушки наперебой желали сфотографироваться возле медного штурвала. Для них – это был никак не меньше, а ШТУРВАЛ КРЕЙСЕРА! После этого они выясняли у своих мужчин, «зачем пароходу четыре штурвала»? Мужчины объясняли в меру своей профессии и интеллекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Любопытно, где хранились подвесные койки личного состава. В фальшборте! Ящики – кранцы, на морозе и сырости. После подъема раздавалась команда «Койки вязать!» На одной из фотографий я видел, как эти самые койки висели на шкафуте, в районе батарейной палубы.

Дело было летом, или в тропиках. Сразу вспомнил, как в Средиземке нам не возбранялось ночевать на верхней палубе, сообщив дневальному, где именно располагаешься

 

 

 

В больших раструбах находились вентиляторы, нагнетающие давление в котельные отделения для лучшей тяги. Тоже, что и у нас – котельное отделение задраивалось, правда не шлюзовой камерой, как на нашем крейсере, а клинкетной системой, которая отдраивалась весьма неуклюже и не по любому случаю.

 

 

 

 

К баковому орудию пробиться не удалось! Все норовили то ли «жахнуть по Зимнему», то ли помешать «жахать по Зимнему».
Пришлось ограничиться боевой рубкой. Узкий бронированный стакан со щелями бойниц. Чего уж там можно было в бою увидеть? Правда я в Кронштадте в учебке, был на разборке крейсера «Киров», уже неживом и холодном. Такой же стакан и бойницы! Правда броня потолще.

 

 

 

 

 

Ходовой мостик и штурманская рубка

 

 

 

Корабельный колокол лишен языка и рында-булиня, народ у нас несдержанный и лишенный морской культуры. Это на пасху можно было кому не лень звонить на колокольне. Здесь, дабы не искушать публику – всё попрятали.

 

 

 

В радиорубке – знаменитая радиостанция, с которой всему миру сообщили, что России кирдык.

 

 

 

 

Кроме артиллерии главного калибра имеется несколько пушек 76 мм. Помнится из чертежей в «Моделисте-Конструкторе», там ещё пулеметы были, но я их почему-то не нашел.

 

 

 

В низах и машинном отделении не так весело, как на верхней палубе. Из корабельных помещений оставлен носовой кубрик (кстати – совмещенный с носовым шпилевым отделением), да корабельная церковь.

Остальное пространство переделано в музей и помещения нынешней команды. Современный штат – около 50 человек, командует ими кап 2 (!). Жаль, что не восстановлена старая кают-компания, помещения кондукторов, офицерские каюты, каюта капитана.

 

В общем – на нижних палубах начинаешь понимать, что это всё-таки пустая коробка. Немудренно – прожить более ста лет, пережить несколько войн, растерять все свои «родные» дельные вещи, орудия, медяшку, едва уцелеть (его всерьёз пытались пустить на иголки).

 

 

 

 

 

 

Вообще было интересно бродить по машинному отделению и угадывать назначение всяких железяк, сравнивая их то с паровозом, то с машиной родного крейсера 68 проекта ! Всё, что у нас вращали турбины и турбинки всяких мастей и размеров, здесь двигалось от поршней, шатунов, каких-то кулисных устройств.

 

 

 

 

Назначение этого механизма так и осталось загадкой.

 

 

 

 

 

 

Маневровые клапана

 

 

 

 

 

 

Переговорные трубы в машинном отделении

 

 

 

 

 

Линия вала, коридор и подшипник линии вала

 

 

 

Интерес вызвала кочегарка. Котлы на «Авроре» были угольные. На верхней палубе расположены два десятка горловин для погрузки угля, в каждом котельном отделении напротив топки выход шахты бункера. Рядом – хитрое устройство для выгрузки шлака наверх. На фотографии видна клинкетная дверь в соседнее котельное отделение. Отсек задраивался и в него нагнетался воздух их тех самых раструбов, что торчат по бокам труб на верхней палубе.

 

 

 

Снимок на память у маневровых клапанов «Авроры»

 

 

 

 

Батарейная палуба на правом шкафуте.

 

 

 

 

 

Старший матрос Северного флота с эсминца «Бывалый» 56 проекта Михаил Балашов, БЧ-5.
Без его участия возможно этой темы вовсе не было бы.

 

 

 

Как не получилось бы и фотографии развода мостов в День ВМФ в Санкт-Петербурге.

One Response to “Бронепалубный крейсер 1 ранга”

  1. Пиликина Says:

    Как всегда – большое спасибо, несколько насыщено не расшифрованным словами (тип: клинкетная дверь)
    А на Авроре когда был? (в августе?)

Leave a Reply