Про этот корабль я знал с детства. Ну – по крайней мере с разумного детства, со школы. Искал его чертежи в в библиотеках, журнале «Моделист-конструктор» за 1969 год (!), а благо, что ксероксов тогда не было, с копированием мне, школьнику пришлось изворачиваться. Модель попытался сделать уже будучи взрослым, но так и не закончил. Приехал в Лондон в конце 2006 года, но его уже закрыли на ремонт. Мачты-реи в штабеле, дельные вещи в стороне. А потом клипер сгорел.
Что там уцелело при пожаре – не мне судить, но капремонт удался! Рангоут и набор корпуса, дельные вещи, мелочи всякие, шлюпки скорее всего родные, палуба, надстройки, такелаж – новодел. Но, учитывая нелегкую судьбу «Cutty Sark», а была она и баркентиной и угольщиком и имя меняла, всё это не так уж и важно! Главное я побывал на клипере. Мечты сбываются. Правда я в детстве и не мечтал, что вступлю на его палубу. Описывать здесь, точнее – переписывать историю «Cutty Sark» из книг и интернета бессмысленно, я просто покажу клипер.
- Бушприт, утлегарь и мартин-гик.
Бака, как такового нет - небольшое пространство, открытое в сторону кормы. Здесь заканчивается стальной бушприт.
Сразу за баком тамбур в форпик, за тамбуром брашпиль.
Брашпиль ручной. Интересно зубчатое колесо с трещёткой-стопором.
Вращали брашпиль при помощи вымбовок. В походном положении они крепились на переборке гальюна по правому борту.
Перед баком на колонке брашпиля закреплен колокол. На фото видно коромысло брашпиля и тяги, но как всё это работает, я так и не понял.
На бак ведут два трапа, по обоим бортам, а под трапами располагались клетки с живностью - свиньями и всяким мелким скотом. Понятно - запах меньше. Была еще клетка с курами, но на юте.
В носовой части располагались и гальюны команды. Два - по обоим бортам.
Клипер имел весьма развитый стоячий и бегучий такелаж: на фото - такелаж фок-мачты.
Крепление вант фок-мачты при помощи талрепов.
Интересна ручная лебедка для вываживания и набивки бегучего такелажа - похоже с передаточным числом!
На фото марс и саллинг фок-мачты "Cutty Sark". Они точно - "родные" , я видел их снятыми перед пожаром.
Бейфут фока-рея. Виден лисель-спирт и чиксы марса
Марс фок-мачты.
Саллинг фок-мачты.
Нок лисель-спирта и бегучий такелаж фор-марса-рея.
Рангоут фок-мачты.
Верхняя палуба, точнее - шкафут. Надстройка с каютами и трюмным люком.
Для посетителей вход в подпалубное пространство прорезан в правом борту клипера. Существует и вход с верхней палубы, естественно - не через грузовой люк.
Набор корабля композитный. Это значит - шпангоуты, стрингеры и бимсы металлические, а обшивка деревянная. Во время пожара набор уцелел - чего железу сделается?..
В трюмах чайного клипера, разумеется, макеты коробок с чаем.
Факт, который не очень-то афишируется: из Китая клиперы везли чай, а в Китай - опиум из Калькутты! Чтобы не платить за чай серебром Британия организовала такой вот прибыльный бизнес. В истории упоминаются "опиумные войны". Кому интересно - поищите: что это такое и какова роль чайных клиперов в транспортировке опиума
Подпалубное пространство "Cutty Sark". Трюм разделяется палубой на две части. Ниже того, что мы видим на фото есть еще один трюм, более просторный.
Опять верхняя палуба. Над головой шлюпочные ростры и запасное дерево рангоута.
Под рострами кубрик команды. Команда на клипере была немногочисленная, несмотря на развитую оснастку прямого парусного вооружения.
Грот-мачта с помпой, грузовой лебёдкой и кофель-планкой.
Грузовая лебёдка.
Помпа для пресной воды.
Ростры, шлюпка, грот- и фок-мачты.
Вид от бизань-мачты в сторону носа.
Вид с юта по правому борту в сторону носа. Ростры, грот- и фок-мачты.
Талрепы вант грот-мачты. Правый борт.
Трап на ют по левому борту и ящик для живой домашней птицы. Над ящиком видны пожарные вёдра.
Пожарное ведро на юте.
Штурвал "Cutty Sark".
Шпиндель рулевого колеса.
Нактоуз клипера
Тамбур в кормовую надстройку и кают-компанию офицеров со стороны штурвала.
Трап на ют из кают-компании.
Кают-компания клипера "Cutty Sark".
Гальюн офицерского состава клипера по левому борту в надстройке кают-компании.
Камбуз офицеров.
Камбуз офицерского состава
Каюта штурманов клипера.
Каюта штурманов клипера.
Иногда клипер брал на борт нескольких пасажиров. Скорее всего это одна из таких кают.
Кубрик команды.
В кубрике клипера "Cutty Sark".
Муляжи продуктов, которыми питалась команда. Лепёшки-галеты.
Муляж какого-то пирога. В такой же тарелке рядом был муляж густого супа-пюре. Как-то не верится, чересчур мелкая для парусного корабля. Учитывая, что он всегда идет с креном, в такую тарелку много не нальешь - всё на палубе будет при качке. Скорее всего взяли похожий предмет из "той" эпохи.
Любопытная вещь - в фальшборте имеются небольшие портики. Явно не для пушек - времена не те. Может быть, для проводки швартовых?
До ремонта - пожара клипер стоял в сухом доке (в Гринвиче). Теперь он в том же доке, но как будто парит в воздухе. Корпус общит медными (латунными) листами. Видна та самая знаменитая форма корпуса, которая обеспечивала скорость кораблю.
Фок-мачта, крамбол и адмиралтейский якорь.
Бак и часть носового украшения клипера.
Знаменитая Nannie, ведьма из поэмы Роберта Бёрнса, гонявшаяся за мужчинами и оторвавшая хвост у лошади. В переводе с шотландского «Cutty Sark» — «Короткая рубашка»
Были времена, когда каждый портовый город окружали мачты. "Cutty Sark" стоит в Гринвиче на берегу Темзы напоминая о золотом веке паруса.
Символ старой Англии - мачты клипера над крышами портового города. Лондон, Гринвич. Декабрь 2014 год.
This entry was posted
on Понедельник, Март 10th, 2014 at 17:45 and is filed under Корабли.
You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed.
You can leave a response, or trackback from your own site.