Памиро-Алай 1988
Рукописи не горят-3
11.08.88
В 10-30 местного времени группа прибыла в г. Ош. Всвязи с проведением тренировочного похода по Киргизскому хребту (Тянь-Шань) мы прилетели из Фрунзе. Так как добраться до г. Ош проблем не составляет, а во Фрунзе из Уфы заезжать не имеет смысла (придется делать пересадку в Алма-ате), подробности нашего подъезда в Ош я пропускаю. Скажу только, что это довольно крупный областной центр с хорошо развитой автобусной междугородной сетью.
Из расписания автобусов в аэропорту г. Ош мы узнали, что лететь в Фергану не нужно (первоначальный вариант маршрута планировался через Фергану), так как есть автобусные рейсы Ош- посёлок Хайдаркен. К сожалению, о каньоне реки Хаджиачкен дополнительных сведений не появилось, и было решено использовать запасной вариант маршрута.
В Хайдаркен в день ходит два рейса: в 10 часов и в 16-30. Приехав на автовокзал и забронировав билеты на 16-30, оставшуюся часть времени провели на знаменитом Ошском базаре, поразившем нас местной экзотикой. Дыни, виноград, шашлыки, бурдюки с кумысом (наш лучше), пёстрые халаты, в общем, всё, как в клубе кинопутешествий! Недалеко от рынка и автовокзала есть продуктовый магазин, в котором можно купить рожки, крупу одно-двух наименований, карамель, чай, печенье, хорошо зарекомендовавший себя в предыдущих походах местный хлеб — лаваш (сохраняется в течение недели, удобен для переноски).
Время отъезда 16-30 оказалось весьма приблизительным, но к 18-00 автобус всё-таки выехал из Оша. На месте в Хайдаркене были примерно в 22-00.
Хайдаркен — высокогорный посёлок шахтёров. Добывают киноварь, цветные металлы, сурьму. В посёлке расположена автобаза. Небольшой асфальтовый завод, рудник, горно-обогатительный комбинат. Автовокзал невелик (ф № 1), ночевать в нём довольно неуютно, правда в посёлке есть весьма комфортабельная гостиниц, в которую почти невозможно устроиться, независимо от наличия свободных мест — гостиница ведомственная, принадлежит сурьмяно-ртутному комбинату и посторонних устраивает только по личному разрешению директора гостиницы. Естественно, что в 11 часов вечера мы ему были явно не нужны. Пришлось призвать на помощь красноречие и, поклявшись, что в половине восьмого утра ни нас, ни наших рюкзаков в гостинице не будет, мы устроились впятером в двухместном номере.
Выезд тоже не представляет трудностей. Из Джиргаталя в Душанбе в день летает более пяти рейсов (сколько точно мы не поняли), последний в 17-00 местного времени. Билеты продают с утра и, как правило, кто хотел, все улетают. В крайнем случае, если группа прибыла в посёлок после 17-00, как в нашем случае, вас автоматически ставят в очередь (продаёт билеты, командует в аэропорту, взвешивает багаж и выводит на взлётное поле один и тот же человек, правда уже строится двухэтажное здание аэровокзала, где всё будет «как везде»), и на следующий день вылет гарантируется. Из Джиргаталя есть два рейса в день в пос. Ляхш. В посёлке есть гостиница, по-моему четвёртого разряда, две хороших чайханы, работающие с 8 утра до 11 вечера, пост КСС, располагающийся в вагончике, в скверике автовокзала- там по прибытию сразу ставят на учёт. В Душанбе мы прибыли в 18-00 местного времени (лететь два часа) 20.08.88. У нас были билеты, взятые заранее в Уфе на 22.08.88 Душанбе-Куйбышев и Куйбышев-Уфа. но в кассе имелись свободные места на 21.08. и на следующий день мы были дома.
Пос. Хайдаркен-р.Алаудин-пер. Гаумыш (1-А 4075 м)- р. Гуамыш. Два дня, 38 км.
12.08.88. Позавтракав в чайхане около автовокзала, попытались найти бензин для примуса. По-видимому, им нужно запасаться ещё в Оше, т. к. на автобазе Хайдаркана довольно строгие порядки, а АЗС — ведомственная и заправляет в основном государственный автотранспорт. К нашему удивлению, несколько человек, к которым мы обратились, понятия не имели о реке Алаудин, но в конце-концов, заполучив бензин и направление выхода из посёлка, в 10 часов мы начали активную часть маршрута.
Выходить из Хайдаркена нужно по направлению к асфальтовому заводу, от него начинается дорога в долину р. Алаудин. Окраина посёлка весьма живописна — узкие кривые улочки, глинобитные дома, глухие высокие заборы-дуваны. Метрах в двухстах дальше асфальтового завода основная дорога уходит вправо, на юго-восток по долине реки, а левая, по невысоким холмам идет напрямик, и приводит к летникам и арыку, поднятому над землей; вода течёт в железобетонном жёлобе. По дороге встретилось одно ответвление (по ходу) и юрта. Летнее поселение довольно большое — около двух десятков юрт, палаток и балаганов. От асфальтового завода до него около двух часов хода по выжженным солнцем холмам. Около арыка встали в тень, пообедать, переждать жару и разобраться со снаряжением и продуктами — при переездах и в гостинице времени не нашлось.
Широкая долина реки используется для сельскохозяйственных нужд. Ориентироваться большой необходимости нет: нужно держаться юго-восточного направления в самое дальнее ущелье, а дойдя до железобетонного арыка идти вдоль него по грунтовой дороге. Вообще говоря, арык весьма интересное сооружение — на крутых участках скорость потока велика, иногда создаётся впечатление, что вода разогнавшись течет в гору. Русло реки абсолютно сухое — вся вода забрана в жёлоб.
Дождавшись, пока спадет жара, продолжаем движение по дороге в направлении ущелья реки Алаудин по правому берегу. Спустя 2,5 часа подходим к бывшему водопаду и широкому галечному плёсу. В большую воду старое русло видимо заполняется, и Алаудин течет не только в арыке, Сразу за галечным плёсом подходит правый (для нас — слева) приток р. Елыкучук, в устье которого стоят пастухи. Ещё одна летовка находится на бугре, на левом берегу Алаудина. Вскоре, после плёса, берега сжимаются, река поворачивает на юг, и мы решаем встать на ночлег, так как видно, что дальше начинается каньон; Ужин готовим на примусе, но вокруг есть кустарник, и вполне можно набрать дров. За день из поселка по хорошей дороге прошли около 20 км по правому берегу р. Алаудин, затратив около 5,5 часов чистого времени. Набор высоты небольшой.
13.08. Учли вчерашнюю жару и встали рано: дежурные в 06-00, вход группы в 08-00. В остальные дни, если предусматривалось движение по тропе, график движения был такой: 06-00 подъём дежурных, выход в 08-00, обед с 13-00 до 16-00. лагерь разбивали около 19-00. Это позволяло по утренней прохладе пройти большую часть запланированного, да и погода с утра устойчивая.
Через 20 минут дорога привела к водозабору арыка и тропа перешла на левый берег. Набрав около 40 метров высоты вышли на основную тропу, ведущую по красивому лесу . Спустя два часа встретилась летовка у воды, а ещё через час тропа спустилась к реке в районе левого притока. Тропа переходит на правый берег, брод несложный. Вскоре лес кончается и начинается довольно изнурительный подъем, занимающий около часа.
Перевал Гаумыш Восточный, 1-А, 4075 м.
После подъема топа немного выполаживается, и подходит к небольшому
скальному массиву (фото № 4) через понижение которого можно попасть в перевальный цирк. Основная тропа уходит левее и выше метров на 20. Немного попрыгав по крупным камням, садимся передохнуть в широком цирке, чтобы определиться и наметить дальнейший путь (фото №5). В небольшой лощинке, укрывшись от ветра, встали на обед, в полутора-двух
километрах от перевала. Высота около 3600, прохладно, небольшой ветер.
В 16-00 продолжили движение к перевалу. Тропа здесь выражена менее чётко, чем вдоль реки, местами — старые пологие морены, выжженные солнцем. Перевал находится в южной части цирка, западнее
скального массива. На склоне тропа издалека хорошо просматривается в бинокль. На карте отмечены два перевала, ведущие в дол. р. Гаумыш. Из цирка видны оба, но проще пройти тем, который находится южнее. По сложности они одинаковы — 1А, по высоте практически тоже.
Через полчаса подходим к подножью. До перевальной седловины по высоте метров 350, мелкая каменная осыпь, хорошо набитая тропа, крутизна склона местами 40-45 град. Через перевал ранее прогоняли караван, теперь он дважды в год используется как скотогонный. На подъем затратили 30 минут — сказывается двухнедельная акклиматизация группы по Тянь-Шаню. Седловина перевала неширокая, но длинная. В туре находим записку Вильнюсских туристов, поднявшихся 11.08.88 из долины р. Гуамыш. С перевала открывается великолепная панорама хребта на юге и юго-востоке:
вершины 4800-5300 м, ледники круто обрываются в дол. р. Гуамыш.
Спуск с перевала по тропе на запад по мелкой осыпи. Тропа огибает небольшой скальный отрог, некруто спускается в долину. Минут через 15 с неё становится видна вторая тропа, ведущая на перевал Гуамыш Зап., а вскоре внизу открывается вид на летник (две палатки и балаган). На ночлег встаём в 800 метрах ниже летника рядом с мостиком на другую сторону.
14.08. Подъем дежурного в 6-00, выход группы в 8-00. Сразу переправляемся на другую сторону. Переправа несложная, можно перейти вброд, но очень холодная вода (ночью был лёгкий мороз -2-3 град), тем более — есть мостик. В этом месте тропа идет по обоим берегам: по левому берегу — до самого устья, по правому — километров 5, а потом переходит по мосту на левый берег (о наличии второго моста нужно уточнить у пастухов).
Левый берег ещё в тени, прохладно, идем по хорошей тропе, пересекаем несколько притоков. По пути встречаем два летника, есть несколько мостиков, ведущих на правый берег, видимо их используют пастухи, т. к. в среднем и нижнем течении правый берег непроходим. Дважды тропа спускается к реке и идет по галечным плёсам (ф №9). Через четыре ходки река входит в ущелье, а ниже начинает прорисовываться долина
Ходжиачкана. Тропа прекрасная, идется вниз легко, но ещё через час встречаем каменистый вынос и следы старых обвалов, скорость движения замедляется. Спускаемся к реке, идем по мелкому осыпному склону (страховка альпенштоком), входим в кустарник. С тропы видна развилка рек Гаумыш и Джилису, после слияния река называется Ходжиачкан (ф №10).
Не доходя до устья около километра находятся источники (прямо на тропе). Вода тёплая, пахнет сероводородом, ванна небольшая, т. к. расположена на пути следования и понемногу разрушается. Недалеко от источников на поляне встаем на полуднёвку.
К вечеру погода немного портится — из ущелья Джилису спустились тучи, идет мелкий дождь.
15.08. С утра собираемся на радиальный выход вниз по р. Ходжиачкан с целью выяснения на будущее вариант маршрута вдоль реки и выхода к кишлаку Сох и Зардалы. Погода за ночь улучшилась, снова светит солнце. Ниже источников метрах в 350 рядом с развалинами нескольких домов находится мост через реку Гаумыш. В дальнейшем хорошая тропа идет по правому
берегу до устья притока с ледника Серповидный. В пойме находятся тугаиные заросли, много облепихи, дикой вишни, барбариса (применения ему так и не нашли). Не доходя 250 метров до устья ручья Серповидного переходим на левый берег по мосту (ф № 11). В устье находятся развалины кишлака на окраине которого ещё один мост — через ручей Серповидный (ф № 12). Постепенно долина реки
сужается, встречаем ещё несколько разрушенных кишлаков, недалеко от устья правого притока р. Гулит (?) на широкой поляне наше внимание привлекает торчащая над кустами гребь от плота(!?). Подходим ближе и видим памятник руководителю группы Пермских водников, погибшего в 1986 году (ф № 13).
У небольшой бурной речки встаем на обед. Дальнейший путь осложняется. Моста через приток найти не удалось, уровень воды в середине дня довольно высок. За притоком характер долины меняется — левый берег тоже круто обрывается к реке, по словам пастухов моста в Зардалах нет, а глубина брода через основную протоку около метра. Не доходя до кишлака около 5 км после обеда поворачиваем обратно. Убедились — долина очень красивая, заросшая вишней и окруженная горами. Назад возвращаемся по той же тропе.
16.08. Выход в 8-00. К реке Джургасай подходит не нужно, а идти сразу после источника (через 50 метров) наверх по тропе, обходящей небольшой отрог. Общий набор высоты по тропе около 200 метров. Ущелье реки
глубокое,склоны очень круты. В нескольких местах на тропе встречаем овринги (ф № 14), преодолеваем осыпные участки. Спустя час подходим к мосту, где тропа переходит на левый
берег (ф № 15).
Ещё через 40 минут — развалины дома, а к обеду приходим к устью р. Северный Янгидаван. Перейдя его по мосту и пройдя вдоль Джайлису метров 300 приходим к источникам. Три из них — радоновые ванны с температурой около 37-40 град. Ещё три, в каменных балаганах до 60 град.- сернистые. На источниках живут
временно 4-5 человек и периодически приходят группы туристов. Отдыхаем три часа, купаемся и загораем, затем выходим вверх по реке Сев. Янгидаван. Тропа идет по правому берегу. Впереди видна развилка рек Иликсу и Сев. Янгидаван. Особых осложнений не встречается и. Дойдя до леса, закрывающего от
холодного ветра, дующего с ледников, встаем на ночлег (ф № 16) рядом с ручейком, т. к. вода в реке очень мутная.
17.08. Выход в 8-00. Пройдя лес выходим на пологие холмы, затем идем по галечной пойме.
Солнце ещё скрыто за склонами, на траве иней. Попадается много сурчиных нор, их хозяева встречают нас резким свистом. Через час открываются в верховья реки Сев. Янгидаван, вершина 4455 и нижний конец ледника Вост. Янгидаван. В бинокль виден летник (ф № 17). Через полчаса подходим к р. Иликсу. Тропа уводит
верх, её правому берегу, но моста найти не удалось. Утром уровень воды низкий- переходим стенкой без трудностей метрах в 250 от устья и останавливаемся на ходку у летника.
Перевал Янгидаван Восточный 2А, 4200 метров.
От летника хорошо просматривается вершина Центральный Янгидаван (5046 м) и нижний край ледопада Янгидаван Восточный (ф № 18). Слабо просматриваются остатки тропы, ведущей к перевалу. Намечаем дальнейший путь, т. к. начало ледопада выглядит довольно внушительно. Идем с небольшим набором высоты, держа направление на гряду камней у восточного края ледопада. Нужно учесть, что от летника до начала подъёма около трех километров, а на пути встретится нижний край ледопада с перевала Прямой. Азимуты ледников совпадают (150 град), но различаются так: нижний край ледника Янгидаван Восточный спускается до соединения с мореной ледника Сев. Янгидаван, а ледник Прямой в долину не опускается и снизу виден только край его ледопада. По пути пересекаем несколько сухих русел идущих от ледника Прямой, и через час, дойдя до скального борта ледника Янгидаван Вост. садимся отдохнуть и подготовить снаряжение. На морене видны следы предыдущих групп (основа — козья тропа!). Пока отдыхаем, огромная глыба голубого льда обрушилась с ледопада. Дальнейший путь таков: вдоль скального гребня, по мелкой осыпи обходим ледопад слева (по ходу), круто набирая высоту серпантином по слабой тропе. Набор высоты до перегиба ледника 200 метров. Через 150 метров осыпной склон закрыт снежником, опускающимся с верхней кромки скальных выходов. Продолжаем путь по сежнику, а когда до скал остаётся 10 метров по горизонтали, пересекаем снежник и выходим на скалы. Подтверждением правильности выбранного маршрута была каменная стенка, защищающая от ветра (ф №19). Располагаемся на обед, т. к. основные трудности подъема позади, и отсюда виден сам перевал Янгидаван Восточный (ф № 20). После обеда продолжаем движение. До перевала остаётся около двух километров.Сначала приближаемся к восточному борту ледника, обходя основную зону трещин, а пройдя примерно треть пути выходим на середину. Идем двумя связками,
прощупывая впереди путь альпенштоком, кошки не используем. Ледник покрыт снегом (ф № 21). Трещины, в основном,открыты, но попадаются и закрытые, поэтому связка и проверка пути обязательны. Через полторы ходки подходим к перевалу (ф № 22). Бергшрунд закрыт снегом. Ближе к перевальной точке крутизна немного увеличивается (25 град). Перевал представляет собой низкую гряду рыхлых скал, разделяющих верховья восточных ветвей ледников Сев. и Южн. Янгидаван. Высота около 4200 метров. Вид с перевала ограничен ближайшими гребнями и вершинами. Тур находится
на камнях с восточной стороны перевала. В туре обнаруживаем записку группы туристов Новгородского техникума электронной промышленности от 10 августа 88 года (ф № 23). Немного отдохнув, начинаем спуск на южную сторону перевала по леднику Южный Янгидаван (ф № 24).
Спускаемся сначала по мелкой каменной осыпи и рыхлым скалам, потом идем по леднику Трещин мало и они обходятся легко. Ступив на лёд, нужно уходить вправо, обходя несколько впадин в леднике. Метров через 300, не доходя до западного отрога поворачиваем налево и продолжаем спуск, понемногу приближаясь к восточному отрогу. Через час перед нами открывается панорама ледника Южный Янгидаван в том месте, где он круто поворачивает на юг (ф № 27). Дальше решаем идти по срединной морене, но спустя ещё соток минут путь преграждают несколько старых трещин и мы уходим
на левый (восточный) борт ледника, т. к. светлого времени осталось немного и нужно выбирать место для ночлега. До темноты спуститься не успеваем. Ночуем на льду, где-то километрах в двух не доходя до края ледника на высоте около 3600 метров.
18.08. Подъем в 6-00, выход в 8-00. Ночью температура опускалась до минус 6 град., собираемся в палатке. Через 40 минут после выхода ледник кончается узкой щелью (ф № 28). Перед спуском нужно перейти на правый борт ледника, чтобы оказаться на правом берегу, иначе придётся организовывать сложную переправу через р. Южный Янгидаван. Дальнейший путь по тропе несложен почти до реки Чанок, не доходя до которой километра два начинается каньон (ф №29), спускаться в который не следует. Лучше потратить время и найти тропу, которая обходит каньон сверху. Основную тропу мы прозевали и были вынуждены подниматься к ней по крупно-глыбовой осыпи. Нужно быть внимательным, т. к. ложная тропа спускается к реке, но сомнительно, что вдоль воды можно будет легко пройти до выхода из каньона. Затратив полчаса мы вышли наверх к основной тропе, а к обеду спустились с слиянию реки Янгидаван с правым притоком р. Чанок. К полудню уровень воды в Чаноке высок и поток представляет собой мини-водопад. Нам повезло — через него был перекинут жиденький мостик, настолько ненадёжный, что пришлось навешивать перила. Мостик временный, на него надеяться не нужно. Если его нет, то придётся либо ждать утра, либо подняться по Чаноку километра на два вверх, набрав по высоте около 250 метров и перейти реку по снежнику (его было видно, когда мы обходили каньон, судя по всему, снежная пробка постоянна и является нижней оконечностью ледника). Дальнейший путь технической сложности не представляет, но тропа постоянно пересекает колючий кустарник. В конце-концов, часов в семь мы встаём на ночлег. Ручьёв нет, а Янгидаван к концу дня несёт массу взвешенных частиц и воду приходится отстаивать в котле. Около 9 часов вечера по содроганию почвы мы поняли, что где-то не очень далеко было землетрясение (после похода в газетах прочитали, что в Оше и Дараут-Корогоне было 4-5 баллов).
19.08. Через час после выхода поняли, что рано или поздно всё кончается. Встретилась юрта, после которой шли уже по дороге, а перейдя р. Южн. Тильбе по мосту и поднявшись на отрог увидели в месте слияния рек Агаюрма и Иштансалды целый юртовый посёлок, а километром ниже несколько домиков курорта Тандыкуль (ф №31). Продравшись через экзотических детей, довольно бесцеремонно требовавших витамины, конфеты и чёрные очки (!) подошли к курорту. Отсюда 1 раз в день ходят машины в Джиргаталь, вывозят молоко (как всегда — на сегодня машина уже ушла). Курорт Тандыкуль — масса сернистых источников на левом берегу реки в 1 км от слияния рек Агаюрма и Иштансалды. Температура достигает 60 град., есть какой-то санитар. Источники впечатления не произвели — масса народу, в основном старушки — таджички. До паранджи дело не доходит, но на наших девушек в купальниках старушки поглядывали весьма многозначительно. Узнав, что нам не повезло, и машины до завтра не будет, после обеда и отдыха мы пошли по дороге, благо, что она здесь одна (ф №32). От Тандыкуля до Джиргаталя около 20 км. По пути переходим по мосту на левый берег, минуем живописный юртовый посёлок на крутом берегу и около 6 часов вечера выходим на окраину Джиргаталя. Автобусом доезжаем до аэропорта, узнаём, что завтра ( и ежедневно) будет несколько самолётных рейсов в Душанбе и, поужинав в чайхане устраиваемся ночевать в местной гостинице. Всё!
Фрагменты «Маршрутной книжки» похода.
Несколько фотографий с маршрута. 1988 год – это уже история!