Камчатка 1990

Как было написано в Маршрутной книжке – «Спортивный пеший поход IV категории сложности». Маршрут соответствовал V к/с, но группа была настолько разношерстной по составу, опыту и запросам, что в МКК (Маршрутно квалификационной комиссии) нас просто бы не поняли. Поэтому мы с чистой совестью, не уменьшив его сложность ни на дюйм, заявили IV к/с. В комиссии тоже не дураки сидели, и документы нам утвердили.

Кроме фотографий, сделанных «Зенитом TTL», черно-белых, негативы которых большей частью, за давностью лет утеряны, я решил представить и саму маршрутную книжку которая, несомненно, является раритетом, достойным музея. Не знаю, существуют ли такие документы сейчас или это символы СССР.

Честно говоря, в такой подготовке был скрыт большой смысл. Группа, зачастую забиралась в совершенно глухой район, без связи, хорошего картографического материала (секретные материалы!), врача, лишенная  пополнения продуктовых запасов (всё с собой в рюкзаке, вес которого со снаряжением достигал 35-45 кг). Автономность её существования на 3-4 недели, а значит и безопасность людей зависела только от них самих, так как никаких спасателей ожидать не приходилось из-за огромности территорий этих походов.

Чтобы участвовать в категорийном походе определённой степени сложности нужно было пройти несколько более простых маршрутов. Это подтверждалось специальными «Справками». Таким образом за несколько этапов  отсеивались «сочуствующие» и просто слабые духом и физически. В «Маршрутной книжке» существовала специальная графа, где упоминался опыт «предыдущей жизни».

В «Маршрутной книжке» очень подробно расписывались этапы маршрута. По дням и сложным участкам. В стране существовало огромное количество прекрасных людей, прошедших всё это своими ногами, в свой отпуск и за свои деньги. Оценить возможность выживания в горах и тундре, зачастую в экстремальных условиях они могли весьма точно, равно, как и способность группы и руководителя там существовать.

В графе «Весовые характеристики» обычно лукавили. 750 грамм продуктов в сутки для растущего молодого организма (ходили в основном студентами) это был полуголодный минимум. Физические нагрузки (280 км, как в этом походе – на бумаге, на самом деле «наматывалось» больше – ходили звериными тропами, по тайге, горной или, ну очень пересеченной местности) были высокие. Завхоз, пользуясь отсутствием весов, рассовывал продуктовую «неучтенку» по людям, а проверить его было невозможно. Личное снаряжение – тоже палка о двух концах. В походе и на леднике приходилось обитать и под дождем по несколько дней – свитер, тельняшка, так и набиралось барахло всякое. За 20 дней тайги и стланика от штанов и анорака оставались одни лохмотья, значит – запасная одежда плюс пара карабинов с обвязкой, кошки – вот и исчерпан лимит. Фотоаппараты были практически у всех, одежда для выхода «к людям» в конце похода. Короче говоря, цифра  на аэропортовских весах приводила в трепет и народ находил утешение во фразе «Весы врут»! Если еще прибавить вес мокрых или обледенелых палаток, сырых спальников…

В конце концов, когда у руководителя голова уже шла кругом,  группа ставилась на учет в Контрольно-спасательной службе, оговаривался срок, после которого её нужно было всерьез искать по заявленной нитке маршрута.

Страна была большая, но секретов у неё было еще больше. Нужно отдать должное, что для спортивных походов практически не было ограничений в перемещении по закрытым территориям. Ну уж если совсем-совсем закрытых. На основании заявленного и оформленного маршрута похода в соответствующих органах выдавался временный пропуск черт знает куда. Выглядело это разрешение совершенно невзрачно и безобидно.

Продолжение следует

.

Leave a Reply