Восточный Саян 1982 год

Ra42После опубликования материала о походе по Камчатке в 1984 году и прочтения его одним из участников – Тимой, реакция была такова:   « АААА ФФФФИГЕТЬ !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!  Как живой воды попил. Но в комментарий вкралась пара неточностей.»

Пришлось добавить в текст несколько строк. В комментариях Тима упомянул наш поход на Восточный Саян в 1982 году. Порывшись на полках, удалось найти оригиналы карт-кроков, по которым прошли маршрут. Деталей от Тимы получить не удалось, по его словам в голове осталось «..помнится сплошной розовый цвет,  местами фиолетовый и музыка временами. Ну, то есть ощущение счастья! Я же тебе сто раз объяснял, не помню абсолютно, утомительных подробностей. Да мне это и не надо…».

Но через пару дней его растащило. Происходящее напоминало воспоминания бывшего участника экспедиции, назначение которой им не сообщили из соображений секретности. Тима будто бы собрал внуков  от первой жены и детей от второй жены и рассказывал им то, что удалось вспомнить. Я достал с полки фотоальбомы и добавил деталей и фотографий в Тимино повествование.

(Тима) «…В общем – времени много прошло, можно уже рассекречивать архивы.

Pb8Мы ходили на четвёрку на Восточный Саян. А перед этим купались в озере -Байкал называется. Он большой. Местные называют его морем. Было шесть часов утра, понятно – лучшего времени для купания представить сложно. Помню самый стойкий выдержал в ледяной воде секунд двадцать.

Сначала мы ехали  мы на трехосном ЗИЛе, потом он застрял и накрапывал дождь . А мы всё сидели в кузове в слабой надежде что это всё как- нибудь само собой рассосётся.  А потом пришёл откуда то Ринат и сказал что дальше мы пойдём пешком. К сияющим вершинам есс-но, точнее к перевалу Богохонголдой, который случился в аккурат к вечеру второго дня.

Pa14Здесь у Тимы выпало из памяти несколько эпизодов. Из Слюдянки мы добрались на автобусе до поселка Нилова Пустынь, чудом купив билеты. Дежурили у кассы всю ночь, по очереди. Кассир кемарила по одну сторону Pb17стеклянной амбразуры, мы по стояли по другую. Олег с Тимой затеяли какой-то философский диспут и Олег, в качестве подтверждения какого-то своего тезиса разбудил Риту, и притащив её к Тиме, к кассе спросил -»вот ты сколько детей бы хотела иметь?». Та ответила Pa18троих!» и ушла досыпать на рюкзаках. Кассирша, посмотрев на третьекурсников, всхлипнула, спросила, сколько билетов нам нужно и доверительно сказала: «видите вон тех двоих, с фотоаппаратом на шее и в пиджаках? Аккуратней с рюкзаками – утащат!».  Нилова Пустынь представляла собой курорт местного значения, в котором горячие и целебные источники текли прямо на улицах, в грубо огороженных бетонных колодцах и любой желающий мыл там ноги. Мы тоже помыли, а Ренат нашел какой-то ЗИЛ. Машина везла геологам вещи в сторону поселка Хойтогол и даже куда-то дальше. Нам  нужно было в Хойтогол. поэтому мы покидали в кузов рюкзаки и поехали. На окраине Хойтогола ЗИЛ сел в грязь по самые оси. Пока Pa23Ренат с шофером бегали, в надежде найти какой-нибудь трактор, мы перекусили прямо в кузове под дождем. Ренат первый понял, что трактор можно искать долго и погнал нас пешком. Поход к перевалу из долины был очень тяжёлым. Полный вес рюкзаков, основной набор высоты, нудный, моросящий дождь. Русло речки представляло собой Pa26россыпь крупных валунов. В довершение всего не было полной уверенности, что мы идем именно по нашей речке -  с гор стекало масса ручьев и рек, текущих параллельно. Неправильно определив распадок можно было прийти черте-куда. Pa29Постепенно лиственный лес превратился в хвойный, хвойный выродился в кустарник. Забредя в какой-то горный цирк мы разбили лагерь. Дрова принесли снизу, сходив два раза. Сырые облака, непонятно, где сидим, вобщем- отбой!Pa32

(Тима) В тумане мы начали движение. Отчетливо помню  когда подошли под самый перевал и начали уже на него лезть, как раз в этот момент туман рассеялся. Ринат считал меня разгильдяем. Это повелось ещё с самого первого похода. Девчонки тогда потеряли котел который носил я (Врёт! Он оставил котел в поезде, на верхней полке, полным спелыми помидорами. Купили за рубль в Абакане цинковое ведро, Ринат встал на него ногами сбоку и сделал плоским. А дно всё равно было круглым и терло Тимину спину) . Ринат в ближайшем магазинчике купил ведро и я на практике спинным мозгом усвоил отличие плоского от круглого и ребристого. След этой науки  размером  с двухрублевую монету (ведро стоило один рубль, а в СССР вообще не было двухрублёвой монеты…) остался на моей хребтине до сих пор. На  самом деле настоящим  разгильдяем был конечно Вовка . На первом же перевале он умудрился промочить рукавицы и поморозить (летом!!!) палец. Хотя вопрос с мокрыми рукавицами  не стоил выеденного яйца. Можно было их подсушить на теплом животе соседа по спальнику, на худой конец потихоньку спереть у того же соседа. Ну или самое радикальное как всегда делал я просто их не брать. (Опять Тима врёт! Без брезентовых рукавиц в пешем походе нельзя – о камни руки ободрать легко, обжечь их о верёвку, котел во время дежурства с огня снять, да и теплее в них. Просто день был сырой, ветренный. Я всё время доставал фотоаппарат и не углядел ) . При этом во-первых не надо таскать, а во вторых  нечему намокать и соответственно не от чего получить обморожение .

Вообще-то  – всё было несколько интереснее:  утром Ринат не просто так поперся в туман. Пока мы дрыхли в палатке и пели песни, он залез на соседний перевал, благо, что он открылся и идти недалеко и раскопал тур.  В туре, в старой записке было написано «..группа из Омска совершила прохождение перевала ВАСХНИЛ..». Ренат слез вниз, нашел его на карте, понял, что наш перевал  Улян-Дабан левее и попинал нас, чтобы мы собрали палатки и пошли наверх. А дуть меньше не стало, просто стало понятно – куда идти. И я поморозил палец в Pa34мокрых рукавицах. Свежий снег на камнях, ветер,  в общем – Саянское лето! Спуск прошел безболезненней. С крупных камней  перевала нас сдуло, около часа мы шли по старому снежнику, потом по слабой тропке в долину реки Ара-Ошей. Назад было лучше не оглядываться!

Pa39

Дальше у Тимы пропущено в рассказе несколько дней, в частности – очень красивый и простой перевал Моренный, в реку Богохонголдой (Тима наш первый перевал Улян – Дабан ошибочно называет «Богохонголдой»), баня и дневка перед перевалом Банзарова на реке Арлык-Гол. Он сразу описывает спуск с перевала Банзарова.

(Тима) Я поехал на рюкзаке, но не упустил его, а сознательно с него спрыгнул. В конце набралась уже ощутимая скорость довольно большая, а впереди внизу торчали острые камни. Так что счёл за лучшее катапультироваться. А без меня он быстро довольно остановился.

R46На самом деле- мы ушли вниз по реке Ара-Ошей. В её среднем течении на левом берегу, в характерном месте оставили «заброску» – часть продуктов на последние дни маршрута и лишние вещи. Маршрут неделей позже проходил через низовья этой же реки и можно было, поднявшись R42вверх по течению километров 10 снова выйти к заброске с другой стороны. Рюкзаки становились легче, но предприятие более рискованным. Медвежьи края.. А вообще – начинались красоты Восточных Саян! Недаром эти места называют «Тункинские Белки» и «Тункинские Альпы»! Река Ара-Ошей течет в узкой долине, множество водопадов на её притоках горные пики, хвойная тайга, ягель, голубичники.

После того, как мы упрятали заброску в камни, группа поднялась по безымянному притоку к перевалу R50Моренный. Перевал несложный (1А), но очень красивый. Если можно рекомендовать перевалы за их красоту – рекомендую.  В начале подъема тропа пропадает в крупно-глыбовой осыпи и зарослях. Продравшись через них, попадаем в Pa52красивую долину перевала. Сам перевал представляет собой длинный пологий гребень, окруженный острыми пиками гор.R53

Спустились по Богохонголдою к реке Китой. Это основная река региона, впадающая в реку Иркут, собирающая массу R61притоков. Далее наш маршрут пересекал её в верховьях, уходил в долину реки Арлык-Гол и через перевал Банзарова  к реке Онот, дикой и местами заболоченной, текущей в отрогах Китойских Гольцов. В устье реки Арлык- Гол мы перешли  Китой вброд и встали на ночлег, устроив дневку.R67

На дневке поставили баньку. Сложили из камней печь-свод, дрова подкладывали несколько часов, протопили печь до тёмно-красного цвета. Связали из жердей каркас и обтянули полиэтиленом с палаток.  Рядом – ледяная речка. Плещешь на камни водой, пар обжигает кожу, уши R72горят, прыгаешь в речку, потом снова – под полиэтилен. За пять суток холодного мелкого дождя, сырого снега и многочисленных бродов через ручьи и речки, организм истосковался по теплу и горячей воде. Отогрелись, напарились, отдохнули. Наутро ушли вверх, к перевалу R66Банзарова.

Настала пора рассказать, кто был в группе участником, кто руководителем, короче говоря – о ком идет речь.

Это был пеший маршрут IV категории сложности в том же составе, точнее – почти в том же, что мы ходили в Юго-западную Туву и на Северный Урал. Руководителем был Ренат Зубаиров. Как-то повелось, что и руководитель и весь состав был «несменяемым» несколько лет. В группе  Олег Шмагринский – реммастер, Тима Гафуров – завхоз, Айрат Зубаиров -фотограф, я – зам руководителя, Юля (Оля) Кузьмина – медик и Рита Жилко – хронометрист-летописец. Все мы (или практически все) были студентами Уфимского авиационного института. Но – послушаем Тиму:S27 (Тима) У тебя образовалась мозоль, язва на пол-ноги. Целый день шли по болоту. Болото было абсолютно бескрайним и труднопроходимым. При каждом шаге с чавканьем приходилось выдирать ботинок. У меня была мысль и я её думал. Мысль была о том ,что теперь весь остаток жизни мы будем идти по этому болоту, и дети наши будут идти по болоту, и внуки также будут идти по этому же самому болоту. А ночевать сегодня мы будем стоя как лошади, положив грустные лица на плечо товарища. Поздно вечером когда уже исчезла последняя надежда, показалась река и на ней островок с чудесным местом для ночёвки. Тима опять забегает вперед в своем повествовании. Если коротко – подошли под перевал Банзарова по хорошей тропе и заночевали выше озера. От озера траверсом с набором высоты стали подниматься на перевал. Попадаются снежники, по снегу – медвежий след. Мы подумали – медведь не дурак и вообще – местный, значит выведет! S37cВ туре раскопали записку туристов из Омска. Шустрые ребята. Уже вторая группа.  На спуске мы попытались съехать по длинному языку снежника, но он оказался весьма крут. Тима этот эпизод описывает выше. Проехав на рюкзаке верхом десятка два метров, он набрал большую скорость, S44aсоскочил с рюкзака, а рюкзак покатился дальше. Мы ждали – разобьется банка с вареньем, лежащая в его рюкзаке или нет? Рюкзак  катился, подпрыгивая до самого курума. Остановились передохнуть на нижнем озере. Долины рек Z49Барун-Осла и Онота оказались заболоченные, тропы слабо выражены. День мы шли по старому следу тягача, теряющемся в топких низинах. Месить низкорослый стланик занятие невесёлое и утомительное. На обеденном перерыве, завалив сушнину для костра, мы молча сидим или дремлем у Z57огня.  Как назло – мелкий дождь шел именно во время обеда! У меня в ботинке оказалась небольшая складка на стельке. Набил мозоль, постоянная сырость превратила её в маленькую, но Z60болезненную ранку. Юлькины попытки «вернуть меня в строй» не помогли (рана затянулась уже дома). Кстати – самым оригинальным её рецептом был мёд! В смысле – не внутрь, а на ранку. Среди многочисленных Z64притоков был маленький, но бурный ручей, через который нужно было прыгать с большого валуна на такой же большой валун Юлька очень боялась. Все перепрыгнули и молча ждали её. Прыгнула она, а в глазах страх. Среднее течение Онота заболочено. Болота проходимые, но вставать на ночлег – сыро. Перешли реку вброд на остров. Сухо, уютно. Интересная штука – память! Иногда не можешь вспомнить – что было на прошлой неделе, а эпизоды, прожитые много лет назад, всплывают откуда-то чёткими контурами черно-белой фотографии. Умотавшись за день по низкорослому кустарнику и обсохнув у костра, завалились Z74спать. Сыро, мелкий дождь. Спальник, цена которому в магазине была Z8028 рублей, греет слабо. Поворачиваешься спиной к соседу и просишь – «спину погрей.» Через день-два на алюминиевом противне печем лепешки из муки. Противень – это обычный поднос реквизированный в  студенческой столовке. Тима  несет его в рюкзаке, подложив спальник, чтобы не сбивать спину. Когда  он вечером извлекает противень, мы видим, как Тима исхудал – за ходовой день лист алюминия принимает форму сутулого  Тиминого позвоночника с явно выраженными ребрами. Достав этот «рентген», Тима ищет плоский камень и, насколько это W74возможно, другим камнем, поменьше, W69выпрямляет противень – можно печь лепешки. Неровности и выпуклости всё равно присутствуют – подсолнечное масло растекается неравномерно и часть лепешек всё время пригорает. Дневная пайка – четыре лепешки, размером с детскую ладошку. Одна, ещё теплая, съедается на ужин, вторая – на завтрак. Остается ещё  на обед и дневной перекус. Стандартный ужин – 50 грамм каши или 70 вермишели ( в сухом виде), немного тушенки, лепешка, чай. На обед суп – два пакетика на семерых,  снова каша или рожки, чай, лепешка. Завтрак – каша с изюмом, кофе (чай), печенье, лепешка.  В течение дня перепадает несколько конфет, кусочек сыра или копченой колбасы, штуки три черносливины. Иногда вечером завхоз Тима достает из рюкзака банку сгущенки и мы варим какао.

(Тима)…вобщем Ринат мне сказал сделать раскладку. А чукча-то не дурак!  Я думаю – Ринат сказал да пошел, ему-то хоть трава не расти, а мне народ кормить.  Продукты  развешивал я сам. В общем, взяли мы килограмма на три примерно,  даже может на три с половиной, Z86 больше, чем написано было по бумагам.  Я подумал Ринат-Ринатом, а там за три тыщи километров от дома, хер его знает как будет  (даже в те годы была уже у меня рассудительность некая и инстинктивное стремление делать запасы). Причем, в этот раз я применил научный подход. В первые дни есть хочется меньше – известная истина. (Спорное высказывание!  Прим. ред.) Поэтому в первый день у нас было 0.5 нормы. А во второй и третий  по 0.75.нормы. Зато на последние дни (примерно на четыре) W99aобеды и ужины были по 1.5 нормы. А один обед и ужин  были помечены звездочкой и там было вообще не 1.5 а 2 нормы. А чтобы немного разгрузиться соли я взял на килограмм примерно меньше.  Я уже тогда знал что соль это яд, правда медленный. В походах вообще день на третий исчезает вкусовая дифференциация и пища представляется просто как еда, как источник калорий (Опять – спорный вопрос! Наоборот – вкусовые ощущения обостряются и воспринимается все наиболее ярко) . В одном из походов мы дня три ели вермишель без всего – без тушенки, без томата, без соли, но с сахаром и казалось вкусно (я слышал об этом походе – у них в сахар выдавился тюбик зубной пасты » Поморин»…). Я – то думал, в последние дни с комфортом, в смысле S33Z105питания пойдем, а там видишь как повернулось и под перевалом застряли и Китой раздуло. Но тем не менее, вот эти маленькие хитрости позволили сравнительно безбедно пережить вот эти трудности.

К водопаду на реке Онот мы не пошли. Водопадов и без этого хватало, а впереди  пол-машрута, насмотримся ещё. Уходим на юг, по ручью Водопадный (!). через перевал Ровный, бродим  реку Гарлык-Гол и встаем на ночлег под перевалом Энтузиастов (2А). Z112

Утром Ринат долго рассматривает перевал в бинокль и бурчит на тему – «..только энтузиасты смогли увидеть здесь перевал!» , потом принимает решение – подниматься не в кулуаре. собирающем все камни, как мусоропровод, а по правому контрфорсу. Z117Всё, равно – метров за 50 до перевальной точки приходится вешать перила и подниматься на страховке репшнуром – самохватом. Вышли наверх чуть правее перевала. Раскопали тур, нашли записку  группы из Свердловска. Отдыхаем час, осматриваем Z127неровный горизонт, радуемся жизни. Начали спуск в безобидную, на первый взгляд долину. Около получаса прыгаем по камням вниз, потом втягиваемся в каньон, вешаем верёвки. К вечеру Z127bвыходим на берег Китоя.  На противоположном берегу удобное место для ночлега, но там уже стоит группа. Мы  планировали разбить лагерь и утром сходить за вещами к заброске, а теперь нужно куда-то идти, искать удобное (и что немаловажно – красивое) место. Боремся с искушением заночевать на этом берегу, но благоразумие берет верх. В горах, если можно перейти реку вброд, сделай это, не D134откладывая на завтра.

Ринат загнал нас в воду – бродить Китой. В верховьях мы перешли его без приключений, а здесь и шире и глубже и течение набрало силу. Люди на другом берегу с интересом смотрят, как W78мы двумя стенками по пояс в воде преодолеваем стремнину. Нужно сказать, что к середине похода, бродя бесконечные реки и речки, мы научились выбирать места, где течение разбивается о подводные камни, образует водовороты, гасящие его силу. Никогда не нужно переходить горную реку просто поперек. Не нужно торопиться, идти по спокойной воде – там глубоко. Найди перекат – перед перекатом река немного останавливает бег, по кромке воды не набравшей скорость идти легче. Посмотри на воду, пойми, как река течет в этом месте, угадай, где в струе воды лежит большой камень – за ним небольшая намытая яма, но сила реки меньше.   За камнем нужно остановиться, наметить дальнейший путь, немного ниже по течению. Не нужно бороться с рекой. Переходим двумя стенками по три и четыре человека, придерживая друг-друга за локти. Труднее всего крайнему, разбивающему течение. Альпеншток дает ему третью точку опоры, но всё равно – если  собьет струя и товарищи не удержат его на ногах – снесет всю стенку.

Перешли реку. Тима, посекретничав с завхозом белорусской группы выпросил грамм двести соли. Ринат повел нас к устью реки Ара-Ошей, немного  ниже стоянки белорусской группы. Здесь мы снова – участники шоу. Через реку перекинуты два хлипких бревнышка. Попрыгав на них, Ринат пошел вброд, мы за ним – речка безобидная. На другом берегу, оглянувшись мы видим Олега, стояшего посреди реки на провисших бревнах по колено в воде. Возле берега бревнышки его держали, но сопромат не обманешь – на середине длины дерево прогнулось дугой. Юлька и Рита, поглядев на Олега, откровенно застрявшего, выбрали место поспокойнее и пошли стенкой вброд. Самое спокойное место оказалось и самым глубоким. Через две минуты они стояли по пояс в воде и дальше идти было страшно…

В эпизоде принимали участие человек двенадцать! Олег балансировал посреди реки на бревнышках, чуть ниже по течению, по пояс в воде, стояли Рита и Юлька. Ринат, Тима, Айрат и я на правом берегу смотрели, чем всё это закончится. На левом берегу пятеро белорусов с руководителем во главе шумно жестикулировали, крутя пальцем у виска и показывая то на нас, то на наших девушек. А чего орать-то? Сами разберутся. Мы что – к Олегу на бревна должны лезть или к Рите с Юлей плыть?!

D138Олег постояв, пошел по бревнам дальше , девушки тоже- как-то тихонько побрели. Чужой руководитель плюнув,  ушел руководить, зрители разочарованно разошлись.

Ночью где-то грохотало, лил дождь, а наутро мы увидели такое!! Уровень Китоя поднялся метра на два. На реке был почти шторм, мы стояли глядя на пену, коряги и волны и вслух обсуждали – что бы с нами было, не перейди мы реку с вечера. Мимо пронесло чей-то рюкзак…

(Тима) Примерно посредине похода шел дождь вы спрятались в палатке, а я пошёл и наловил рыб-хариусов. 14 штук как раз по две на каждого участника. Вот – даже в те годы превалирующим в сознании была D142забота о коллективе. Всё-таки  у Рината интуиция – вечером Китой перешли. А я бы на том берегу заночевал. А ночью-то что началось!  Мы пошли на второй день по притоку этого притока налево. И стенку из четырех человек смыло  практически сразу на третьем шаге. Шли-шли, а вода всё не уменьшалась в  конце концов срубили сосну или ёлку по ней перешли этот приток притока. Потом прошли вверх ещё порядочно просто по притоку и нашли заброску  целехонькую. Ревень нужно было собирать, потому что варить компот чтобы. У меня мама всегда варила и ещё пироги сладкие можно. А грибы чтобы есть. Были подберезовики конкретные.

За год до этого, на Западном Саяне мы сутки спускались с перевала без горячей пищи, переночевав полусидя на скальной полке. Спустились, наскоро сварили чай. Ринат сказал что надо пройти ещё часок и там встанем на полудневку.  Пока кипела вода мы с девчонками собрали много грибов. Инициатива наказуема не только в армии  и  тащить два полных пакета грибов пришлось мне. Нести тяжелый рюкзак и сравнимую тяжесть в руках невозможно в принципе. Где-то минут через тридцать далеко отстав от основной массы участников я понял, что умру сегодня, прямо сейчас на берегу богом забытого ручья в отрогах  Западного Саяна. Взглянув на мой  перекошенный профиль видимо понял это и Ринат  молча забрал тяжеленные пакеты и умчался вперёд.

У Тимы в голове – каша из походов и воспоминаний. Он говорит о Юго-западной Туве. Ну, в принципе это Западный Саян. Но дело не в этом. Инициатива собирать грибы принадлежала Пиликиной. Собрав полное ведро (то самое!!), она, естественно, отдала его парням. Тима, пронеся груз  метров триста, передал Олегу, Олег мне. Нести в дополнение к рюкзаку ещё ведро грибов было грустно, тем более вокруг их – как грязи в Бриш-Тамаке. Я спросил у Пиликиной – «грибы ты собирала?» -»Я..-» – «Ну, и неси сама, мне некогда!». Пиликина с полным ведром  отстала на пару километров и Ринат, дождавшись её, отобрал ношу и высыпал грибы на тропу…

(Тима) Джинсы Олег оставил как раз на ручье – притоке Китоя, где вода раздулась. Она была на левом берегу (орографически) притока Китоя.

Далее – материал находится в стадии редактирования и попытке увязать мемуары с фотографиями и глобусом.

(Тима) Как вышеупомянутые буряты стреляли в бедного медведя отчётливо помню, их было трое все на лошадях. А вот где именно не могу сказать.

(Тима) А потом вышло солнце и мы пришли на курорт

(Тима) Шумакские целебные источники запомнились тем ,что в этот день пришлось восемнадцать раз переходить вброд речки от колена и в общем как бы это сказать помягче несколько ниже пояса. В этот день я отчётливо понял что не люблю ходить в походы летом ,а люблю ходитьь зимой.     Парадоксально но зимой намного теплее. Воздух сухой и при соответствующем подборе одежды тепло и комфортно. Немного подмерзают только пальцы ног и иногда пальцы рук. А летом практически всегда в мокрой одежде в мокрых ботинках. Мокро противно ,холодно. Мёрзнешь постоянно и весь целиком.

(Тима) Помню мы с Олегом оставив позади физически маломощных хлипаков  бегом бежали последние километры пути  в последний день с перевала в надежде успеть до закрытия магазина купить какой-нибудь еды.В последний день похода  мы с Олегом бегом с рюкзаками бежали с перевала к курорту Аршан в надежде купить что нибудь в магазине. Если бы существовал такой вид спорта как сбегание с перевала с рюкзаком за плечами мы без сомнения стали бы рекордсменами. Как помнится мы даже успели купить свежий хлеб и традиционные кильки в томате. Больше в те времена в магазинах ничего не продавалось. Переночевали на свежем воздухе прямо у ступенек магазина.  Утром пришёл автобус ,повёз нас домой

(Тима) А потом всё внезапно кончилось и стало немного грустно. Перелистнулась и закрылась очередная страница жизни.  А на подъезде к Уфе почти часов восемь простояли где-то у Тавтиманово.

2 Responses to “Восточный Саян 1982 год”

1. Айрат Says:

А кто съел за 8 часов стоянки поезда все яблоки с окрестных садов Тавтиманово? Почему завхоз умалчивает??

2. НИКОЛАЙ Says:

Володя!
    Не знаю, насколько часто ты сюда заходишь, и комментарий не совсем по теме, но вдруг…
    …В 1987 году мы с тобой, в группе Ахмеева, прошли пятерку по Алтаю (я был завхозом). Недавно один хороший человек сделал мне с негативов цифровые фото. Если тебе интересно, я могу выслать тебе эти файлы. Для этого мне нужен твой е-мейл. Я тогда снял 8 пленок, но напечатал только 4, так что половины фотографий я, думаю, ты не видел…
    Может, заодно, опишешь и этот поход.