Переход Родос-Родос 2010


04.09.2010 Rhodos Лодку – «Bavaria-38″ с резвым именем «Orix» взяли в Родосе. Менеджер греческой чартерной компании «Kiriacoulis»  Тсантилас на вопрос – «можно ли принять лодку не дожидаясь положенных пяти часов?» сказал, что «да хоть с девяти утра – у вас будет целый лишний день!». На Родос мы прилетели заранее, через Афины, дня за три до этого. Взяли машину напрокат и объездили пол-острова. Сам город,

его древние улицы с остатками крепостей, старой рыбацкой гаванью и лабиринтом улиц мы облазили за два дня и поэтому предложение Тсантилоса восприняли с энтузиазмом. Его коллега показал основные «косяки» яхты, посоветовал дружить с головой и беречь людей и лодку, пояснив –« ты же не хочешь, вместе со мной провести какое-то время в местной тюряге..» и ушел. Продукты закупили прямо в марине, в магазинчике у Vasili. Хозяин встречал всех прибывающих к яхтам и настоятельно советовал затариваться только у него. В марине два магазина, выбор продуктов для моря на две недели достаточный. Его павильон расположен «на второй линии» и скорее всего именно поэтому он и перехватывает клиентов у входа в марину, перебивая покупателей у точно такого же магазина, в который народ заходит чаще – он ближе к лодкам. Сложили покупки в две большие тележки – Vasili пообещал подвезти ( и привёз) всё это прямо к яхте. На всякий случай – его мобильник, может пригодится: +30-6944-202670.

Ещё до обеда вышли из марины и обошли окрестности Родоса – Комерческую гавань и рейд. Потом поставили паруса и пошли на остров Сими. Как всегда – против ветра.

Ночевали на якоре в бухте Тессалона. Огромные скалы и маленький белый домик на узкой полоске земли. Монастырь. Побродили по берегу. Поразил родник, точнее- бочажок воды, окружённый хлипкой изгородью. Ни тропы к людям, ни расщелины в скалах! Осень – зима, в шторм человек отрезан от людей подолгу.

05.09.2010 Thessalona bay N36°35.919′ E27°52.291′

Наутро вошли в чудной красоты городок – Сими. Места для швартовки были, но летом в сезон приткнуться некуда. Да и то оказалось – мы встали на чьё-то место. Пришел грек и пояснил – днём стоять можно, но к вечеру сюда вернутся свои. Можно встать на якоре на входе в бухту справа. Поразила чистота улиц-ступенек и обилие церквей. Чтобы подняться к храму нужно шагнуть около пятисот раз на отполированные временем и подошвами каменные ступени. Бродили по улицам несколько часов, пообедали, выбрав ресторанчик по душе.

Прошли через пролив, шириной 200 метров и глубиной 6 метров. (Nimos Passage N36°38.674′  E27°49.930′). Встали на якорь возле маленького монастыря Агиос Эмилианос (Ay Emilianos N36°36.400′ E27°46.540′) , но около полуночи пополз якорь. Сергей, ткнув пальцем в белеющий в сумерках домик монастыря, предложил швартоваться «прямо к этому санаторию».  Крутиться в тесной бухте ночью в надежде найти новое место было глупо и мы ушли на остров Нисирос. Всё равно – завтра по плану туда был дневной переход. Шли высматривая огни маяков и встречные – красный-зелёный огни рыбаков. К рассвету пришли в маленький городок Палеи (Paloi N36°37.227′ E27°10.273′), ошвартовались между англичанами и немцами и поехали на вулкан.

06.09.2010 Paloi N36°37.227′ E27°10.273′ Островок Нисирос – километров 8 в диаметре. В центре кальдера вулкана. Зрелище потрясающее! Пар фумарол, сера, запахи, почва мягкая, пружинит под ногами. На острове всего два городка и несколько деревенек по-нашему, но это городки! Съездили посмотреть городок Nikia. Улочки вылизаны, домики побелены, кошки умытые. В марине городка Палеи(Paloi) подключились к береговому

электропитанию, залили танки водой. Марина – условно. Убогий туалет, вода, электричество. В пайлоте Imray показана старая версия гавани. В настоящее время мол с северной стороны удлинили, вход теперь с восточной стороны. Стоим кормой к ресторанчику, вечером туда собираются команды яхт. Контингент своеобразный, в такие места не заходят ни пароходы с экскурсиями, ни паромы с отдыхающими, да и городок своеобразный – одна улица, десятка три домов и три-четыре таверны. Утром спросил у англичанина с правого борта – где оплатить за свет и воду. Он неопределённо махнул рукой- типа после девяти часов утра приходит грек и собирает деньги. А мне уже уходить пора и ещё 7 часов. Англичанин говорит – «ну и уходи, здесь всем это безразлично!»

Брали машину напрокат, без проблем – 45 евро на весь день. В Мандраки не ездили, перед этим был ночной переход и часов до 12 дня отсыпались. Вулкан – кальдера, куда можно въехать по хорошей дороге (серпантиин, правда). Туда же раза три-четыре в день привозят на автобусиках толпу с паромов с соседних островов. Народ, измученный нарзаном, сползает по тропе в кратер, но их там ещё три! Толпа, ограниченная временем автобуса-парома быстро выползает обратно.
Место очень своеобразное, стоит потратить день. Пахнет серой, дырки в почве, сера, каолин, в общем – всё, как положено.
07.09.2010 Paloi N36°37.227′ E27°10.273′ Рано утром вышли на остров Кос. Шли одним галсом, а при входе в пролив дунул встречный ветер. Лавировка добила старую геную – разошлись швы. Вовремя убрали паруса и по встречной волне на дизеле доковыляли до марины. Редкий случай – радио на канале марины отозвалось и нас встретили у входа и указали – куда встать. Я показал геную, парень сказал – в Косе есть представители чартерной компании. Через десять минут подошел сотрудник  «Kiriacoulis», ещё через полчаса приехали на мотороллере ещё двое. Сняли парус, увезли. К вечеру вернули всё на место, не взяв ни цента ( ни драхмы?), пожелали удачи и уехали. Приятно!

Кос – родина Гиппократа, даже памятник есть, где он убеждает население вести правильный образ жизни. А вообще – смешение эпох. Древние греки, римляне, турки, опять греки. Вечером отдыхающая публика (остров – курорт с массой отелей, ресторанов, пляжей и магазинов, от навороченных, до сувенирных), переждав жару, бродит по набережной и сидит в тавернах.

Мы побродили по древним улицам. Марина неплохая, с великолепным душем, недалеко от центра города. Остров – курортное место с массой отелей, пляжей, всё это в стадии постройки и развития. Мы прокатились на детском  трамвайчике по вечерним улицам. Трамвайчик под бодрые гудки и звонки завёз нас на окраину города  к тем самым отелям-пляжам. Публика бродит по улицам в темноте от дискотек к отелям и наоборот. Представив себя на таком двухнедельном отдыхе пришли в ужас и поспешили на лодку.

08.09.2010 Marina Kos N36°53.642′ E27°17.918′ Отдохнули сутки, утром устроили большую приборку, скатили палубу пресной водой, залили танки и во второй половине дня вышли в море. Побродив в проливах между Косом, Калимносом и Псеримосом, угомонились на острове Калимнос южнее Vathis в бухте с небольшой таверной «для своих». На берег не сходили, ограничились купанием с кормового трапа и запасами красного вина из холодильника. Ближе к сумеркам «свои» уехали и остались мы на якоре и заблудившаяся коза на берегу.

На Калимнос мы зашли на якорную стоянку только  переночевать – не хотелось соваться в проливы Лероса ночью. Сначала пошли на о. Псеримос и хотели отстояться в Vathi, но потом любопытно стало и заглянули в городок Псеримос. Ничего интересного не нашли – несколько домиков, маленькая гавань. И чего туда ломятся гулеты с Коса – непонятно! Потом побрели на Plati, но к обеду раздуло. Пошли на Калимнос. Четыре яхты зашли в Vathys, соваться вслед за ними не рискнули (зашли утром полюбопытствовать. Интересная щель, куда там вставать – не поняли, но место красивое).
Переночевали в бухте южнее Vathys (N36 57.494 E27 01.939). Если дует не с востока – место хорошее, маленькая таверна, якорь держит. Пока утром шли вдоль берега, присмотрели несколько пляжиков севернее Vathys, можно якорь бросать, постоять в хорошую погоду. Например вот тут – N36 59.463 E27 02.574 и тут N36 58.743 E27 02.381

09.09.2010 Kalimnos N36 57.600 E27 02.290С рассветом выбрали якорь и пошли дальше на остров Лерос. С ветром не то, чтобы везло – 15-25 узлов, самый парусный. Если бы ещё не встречный. Идем постоянно в бейдевинд, как вышли с Родоса. Но 6-8 узлов идем! На Леросе стояли сутки в городке Лакки. Заправились водой, докупили продуктов. На автобусе съездили в соседний городок

Панделеи (там всё рядом). Границы между городками весьма условны – рыбацкие причалы, пляжи, старые мельницы, рестораны. На жарком асфальте улиц команда быстро потеряла интерес к осмотру достопримечательностей и осела в каком-то ресторанчике, а мы с Ольгой полезли в крепость на гору. Вид оттуда потрясающий! Марина Лакки новая (не «Лакки -марина», а напротив неё, в той же бухте «Лерос-марина» N37 07.643 E26 51.372), в стадии достраивания и облагораживания территории ,  вода-свет и т.д., по радио встречают, но какая-то неуютная. Может быть, когда стройка закончится… На входе крупная надпись с номером канала для связи. Кстати – персонал усиленно предлагал места на зимние стоянки, якобы супер-дёшево. Вернулись любопытства ради пешком, по дороге купив вантуз в местном хозяйственном магазине (холдинг-танк был забит насмерть. Переключать клапан на слив было бесполезно, а учитывая, что вся фановая система хитроумно соединялась сначала в танк, а уже потом в море, пользоваться гальюном было крайне неудобно).

10.09.2010 Leros marina N37°07.619′ E26°51.114′

Отошли от берега на пару миль, легли в дрейф, я нырнул, и прокачал вантузом шпигат холдинг-танка, в ужасе отплыв от содеянного!..

После Лероса ушли на остров Левита. Дневной переход.

Живет одна семья уже лет двести. Может быть потомки пиратов, не знаю, но весьма приятные люди. Бухта укрывает от ветров, стоят несколько яхт. На остров только яхты и заходят – смотреть нечего. Камни, овцы пасутся, несколько домиков. Вечером между яхт на лодке проплыл парень – «ужинать будете? Приходите к восьми часам.»
Таверна в самом простом её исполнении – не для туристов. Шесть-семь столов, крыша из пальмовых листьев, домашнее вино, жареная козлятина. На ужин собрались команды яхт – шведы, австрийцы, англичане, немцы и  мы. Швед подошел, спросил – что это за флаг (Андреевский)? Я объяснил – военно морской. Швед выразил бурный восторг – в прошлом военный моряк, пожалел, что не носит шведский – военно морской. Поболтали, посплетничали, выпили по стаканчику вина за NAVY и ВМФ.

11.09.2010 Ormos Levitha N36°59.947′ E26°27.484′ С Левиты вышли до рассвета. Предстоял длинный переход миль в семьдесят. Это значит – будет ветер -

добежим, не будет – подойдем к Санторини затемно, а якорных стоянок там немного. Придется болтаться в дрейфе, дожидаясь рассвета, потом отсыпаться день, в общем – нужно было успеть.
В утренних сумерках вышли из бухты, поставили паруса. С восходом ветер поднялся до устойчивых 25 узлов, взяли рифы на гроте и генуе и стали меняться на вахтах почаще. Прошли над банкой, где мы в 1976 году чинили машины и котлы крейсера. На точке два рыбака чего-то пытались поймать, глубиномер показал 75-80 метров. Море – как море.
Добежали одним галсом, одновременно с закатом встали на якорь, а утром обошли кальдеру вулкана, где по преданиям была Атлантида.
Про Санторини понаписано много, повторяться смысла большого нет. Скажу только, что стояли в рыбацкой марине Вликада, ездили смотреть потрясающий закат в городок Ойя (Ия), облазили главный город острова – Тира.

Внутри кальдеры берега высотой 200-300метров. На кромке лепятся несколько городков. Белый цвет домов, синее небо, синее море, синие купола церквей.

Два дня команда, разделившись «по интересам» бродила-ездила по острову. Утром 13 сентября, выбравшись из тесной марины (глубина фарватера на выходе – 1.8 метра, осадка лодки – 1.7 метра) ушли на остров Астипалайю.

13.09.2010 Vlikadha N36°20.124′ E25°26.018′ Через час после выхода раздуло до 28 узлов, зарифились, надели спасжилеты. Шли весь день одним галсом, но чтобы войти в Астипалайю началась лавировка. Потом это занятие надоело – светлое время заканчивалось. Завели дизель и через час открылась небольшая гавань. Свободных мест в маленькой марине не оказалось, ошвартовались бортом к стенке между рыбаками и французской яхтой. Поужинали и пошли посмотреть городок. Крутые улочки – «хора» поднимаются к крепости. Крепость оказалась на маленьком замке – закрыта на ночь. вообще городок изумительный. Жаль – фотографий нет: бродили ночью.

14.09.2010 Skala N36°32.850′ E26°21.850′

Утром обошли несколько островков, выбрали один необитаемый – посимпатичнее и встали на якорь. Бродили по галечной косе, купались в исключительно прозрачной воде. Молчали, загорали, слушали шорох волны, перекатывающей мелкие камни. После обеда выбрали якорь и пошли на восток. Обалденный закат, сумерки. Ночь. Огни маяков, идем под парусом. Одна генуя тащит со скоростью 6-7 узлов. Но меняем курс на бухту городка Ливадия и попадаем в ветровую тень острова. Последний час тарахтим, встаем на якорь в темноте среди десятка яхт на рейде крохотного городка метрах в пятидесяти от пляжа. Не удержались – на надувнушке-динги сплавали посмотреть, как живут -отдыхают люди. Одна-две улицы, отели на две-четыре семьи, такие же небольшие таверны-ресторанчики. От отеля до пляжа десять метров. Супермаркет и городская площадь метров двадцать в диаметре. В супермаркете старушка взвесила нам груши и почему-то обрадовалась – «русские»!

15.09.2010 Livadia N36 24.829 E27 23.694 Переход – остров Тилос – остров Сими прошел как-то тихо, без больших приключений. Вообще: есть такая поговорка -»В моряки идут бездельники». Размеренный быт, отдых между вахтами, простые развлечения типа купания за бортом. Нужно быть Меллвилом, чтобы изложить всё это, да ещё так, чтобы было интересно. Ну шли, ну – пришли. Долго выбирали место для якорной стоянки, Вода, красивые скалы на горизонте, закат. Рыбак проплыл, помахали друг-другу рукой. А потом вспомнишь и скажешь – хорошо сходили!..

Вошли в бухту монастыря Панормитис. Неожиданно тихое и уютное место. Покрутившись, бросили якорь между яхтами. К вечеру «на огонёк» таверны собралось десятка два разномастных флагов. Доминировали голландцы, немцы, англичане. Разбавили это цветное многополосье своим триколором и андреевским синим крестом. Ближе к вечеру устроили сход на берег, посетив монастырь. Место известное, посещаемое паломниками и просто жаждущими и страждущими зрелищ. Покровитель монастыря – архангел Михаил. Побродили по коридорам, посидели во внутреннем дворе, благо, что к вечеру убрался из бухты паром с отдыхающими, часа на два превращающими место в проходной двор.

Вокруг бухты тянется дорожка. В сумерках включили освещение. Пользуются этой бетонной дорожкой в день от силы человек тридцать – пятьдесят. Вечером кроме яхтсменов и редких паломников некому бродить по окрестностям. Удивительно, но всё содержится ради самих себя (служителей-монахов) и случайных путников.
В монастыре можно купить свежего хлеба. Мы опоздали ( монахи пекут в основном для себя – в маленькой монастырской лавочке при пекарне к вечеру пусто) и нам достаются сушки-баранки, похожие на наши бублики, только пресные.
Ужинаем в таверне. Рядом с таверной на песок вытащены на берег десяток динги , дожидающихся своих хозяев. Загулявших членов команды могут подвести и соседи по рейду. Наблюдаем, как четверо голландцев ждут свою динги – видимо вахтенный задремал. Ужин закончился, все разъехались, а до яхты не докричишься. Предлагаем помощь, но из темноты виден огонёк фонарика – едут!

17.09.2010 Panormitis N36°33.117′ E27°50.456′ Две недели и шестьсот миль закончились, и мы пошли сдаваться на Родос. Последние двадцать миль. Попутный ветер в проливе разогнал лодку до 8 узлов под одной генуей. Слева туретчина, справа – Родос. Оживлённый трафик грузовых судов., несколько раз побежал Греческий сторожевик, чего-то демонстрируя. Связались с мариной, подтвердили свой приход через час, услышали бодрое «О-кей, сэр!». Перед входом в древнюю гавань скрутили паруса. Суета со швартовкой, команда сошла на берег закупать «колониальные товары», сувениры и магнитики друзьям. Менеджер спросил «У тебя всё в порядке?» Я ответил – «да». Он забрал папку с документами на лодку и заморачиваться пересчётом ложек и кранцев не стал.Парад яхт, фотографии на память, ужин в любимом ресторанчике.
Всё…

Ирина Тужилова-Co-Skiper. В Греции не первый раз, в лог-буке несколько регат и переходов. Удалось отснять пять видеокассет. Кино пока ещё не видели. Тем приятнее будущие премьеры.

 

 

 

Патосина Ольга – матрос, старшая по кранцам. В море  - пятый переход. Жена шкипера, поэтому ей достаётся чаще чем всем, по делу и нет.

Патосин Владимир – Skiper и ответственный за всё.

One Response to “Переход Родос-Родос 2010”

  1. Владимир Says:

    Владимир, здравствуйте,
    Во второй половине июня выходим на две недели из Коса с семьей. Хотели на 3 дня задержаться в Родосе во время плавания, взять машину и проехаться по археологическим и прочим историческим достопримечательностям острова. Это вообще возможно, учитывая малочисленность марин на острове? Когда и куда посоветуете встать? У меня команда хоть и опытная, но все же это жена и дочки, поэтому пытаюсь уменьшить колличество неожиданностей в море.
    Спасибо заранее за совет.
    С уважением,
    тоже Владимир

Leave a Reply